О нас пишут
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов pogran-zastava.ru -> Моонзундский архипелаг
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение


Тыну Прей
Модератор
форума «Сааремаа сегодня»
заставы Киприда

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/11 пз, разведотдел; 1986-1989 Раквереский ПО, в/ч 2294, разведотдел
Возраст: 73
Зарегистрирован: 24.05.2009
Сообщения: 899

СообщениеДобавлено: 15:52 Пятница 12 Июн 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отдыхающих из России ещё немного. Но они есть.
_________________
Тыну Прей, замполит 11 пз 1974-1981, офицер разведотдела 1982-1986, теперь журналист.
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора


Козлов
Гость






СообщениеДобавлено: 04:54 Четверг 18 Июн 2009    Заголовок сообщения: Интересный материал Ответить с цитатой

Интересно пишите, много интересного. Собираюсь в ближайшее время открыть сайт подобной тематики. Возможно ли разместить Ваш материал, естественно с указанием авторства и ссылкой на Ваш блог?
Вернуться к началу
Персональная галерея


Геннадий Жидков
Администратор

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/8пз
Возраст: 55
Зарегистрирован: 31.10.2008
Сообщения: 6772

СообщениеДобавлено: 11:00 Четверг 18 Июн 2009    Заголовок сообщения: Re: Интересный материал Ответить с цитатой

Козлов писал(а):
Интересно пишите, много интересного. Собираюсь в ближайшее время открыть сайт подобной тематики. Возможно ли разместить Ваш материал, естественно с указанием авторства и ссылкой на Ваш блог?

Если сайт действительно "нормальной" тематики, то мы не против.
На открытие сайта, пригласите? улыбка
А какие материалы заинтересовали?
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора


Александр Хлопушин
Администратор

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/13пз;
Возраст: 56
Зарегистрирован: 26.02.2009
Сообщения: 808

СообщениеДобавлено: 18:29 Четверг 18 Июн 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

И желательно, для сотрудничества, знать с кем имеем дело?
_________________
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение


Тыну Прей
Модератор
форума «Сааремаа сегодня»
заставы Киприда

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/11 пз, разведотдел; 1986-1989 Раквереский ПО, в/ч 2294, разведотдел
Возраст: 73
Зарегистрирован: 24.05.2009
Сообщения: 899

СообщениеДобавлено: 21:20 Вторник 23 Июн 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Под темой "О нас пишут" возник оживлённый обмен мнениями о том, что неплохо было бы организовать автопробег на Сааремаа с целью ещё раз побыть на своей родной заставе, провести время с товарищами по службе и посмотреть, что изменилось на острове с тех памятных времён.

Эту идею нужно ещё обговорить, поэтому я пернёс начатый во время обсуждения газетной статьи разговор в новую тему "Обсуждаем поездку на Саарема". Продолжим его там, пока поездка в одно прекрасное время глядишь, и совершится.

_________________
Тыну Прей, замполит 11 пз 1974-1981, офицер разведотдела 1982-1986, теперь журналист.
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора


Тыну Прей
Модератор
форума «Сааремаа сегодня»
заставы Киприда

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/11 пз, разведотдел; 1986-1989 Раквереский ПО, в/ч 2294, разведотдел
Возраст: 73
Зарегистрирован: 24.05.2009
Сообщения: 899

СообщениеДобавлено: 21:02 Четверг 16 Июл 2009    Заголовок сообщения: взаимоотношения с местным населением Ответить с цитатой

Советская армия в западной части Сааремаа и её взаимоотношения с местным населением

Под таким заголовком в издании научных публикации Сааремааского музея опубликована статья научного сотрудника музея Тормиса Яковлева. Приведу ниже перевод статьи в части, касающейся пограничных войск.

К 1993 году большая часть "русских" войсковых частей вместе с техникой покинули Сааремаа. Об их более чем 50-летнем нахождении здесь напоминают ещё только развалившиеся казармы и странные железобетонные сооружения. Этим закончилось сосуществование островитян и советских силовых структур на явно черезчур милитаризированном клочке земли.

Настоящая статья рассматривает нахождение советских войск в западной части Сааремаа и их взаимоотношения с местным населением волостей Кихельконна, Люманда и Кярла. Она основывается главным образом на воспоминаниях местных жителей, записанных в 1997-1998 гг и в меньшей мере на архивных данных.

Знакомство островитян с советской военной машиной началось ещё до начала Второй мировой войны. Договор о военных базах СССР 1939 года определил здешнее побережье как стратегически важное и началось строительство батареи береговой обороны и аэродромов.

В первое военное лето советские войска спешно оставили остров, но к концу 1944 года островом снова овладела Красная Армия. После того, как фронт перекатил через Сааремаа, островитяне обнаружили себя середи огромного военного лагеря. Так, в Кихельконна было полно военных, которых расквартировали в опустевших или конфискованных домах местных жителей. Постановлениями СНК Эстонии Балтийскому Флоту были переданы большие земельные участки в Ундва, Когула, Кярла, Яагараху и Паписсааре, а также весь остров Вильсанди для строительства военных обьектов.

---
Первые подразделения пограничных войск прибыли на Сааремаа в конце 1944 - начале 1945 года, но единой системы охраны границы ещё не было и это задание выполняли специальные подразделения пехоты.
Положение изменилось осенью 1946 года, когда 26 октября постановлением Совета Министров Эстонской ССР нр 58 была узаконена единая система охраны границы на территории Эстонии.
В пограничную зону вошли все острова в Финском и Рижском заливах и прибрежная часть материковой Эстонии. Этим же постановлением определялся и порядок проживания и передвижения в пограничной зоне.

В пограничной полосе разрешалось передвигаться только с паспортом, в котором были особый штамп и отметка местной погранохраны. Местные власти вместе с погранохраной обязаны были выставить на побережье знаки, предупреждающие о пограничной зоне. Местным жителям запретили взять к себе временных квартирантов и т.д. Рыбаки должны были зарегистрировать все лодки, на причалах предусматривалась круглосуточная охрана, ограждение территории забором, хранение лодок на замке, а вёсел в отдельном закрытом помещении.

Постановление СМ от 18 декабря того же 1946 года уже предусмотрело передачу погранвойскам Ленинградского округа на бесплатную аренду строений в дер. Кырузе, Ранна и Пидула, в пос. Кихельконна и на острове Вильсанди. Началось строительство пограничных застав и систем связи, а также регулярное патрулирование. Так встала окончательно на место часть западной границы Советского Союза, которая почти без изменений функционировала следующие 40 лет.

В то же время демобилизовались пехотинцы, ранее выполнившие задание по охране границы. Некоторые солдаты и офицеры не вернулись на родину, а нашли жену и работу на Сааремаа.

К началу 1950-х численость войск на острове по сравнению с послевоенными годами значительно сократилась, люди стали привыкать с колхозным строем и порядком охраны границы. Офицерские жёны покупали у хуторян молоко и на причалах рыбу. Обыденными стали и мощные прожектора, освещающие море в ночное время.

Новое оживлённое передвижение войск и военной техники началось в 1951 году, когда началось строительство военной железной дороги. За 5 лет было построено довольно много действующих железнодорожных веток, депо и др строений. Военные строители базировались в дер Вики около Кихельконна, где строился и большой железнодорожный узел. --- Как правило, советская армия на строительных работах использовала малограмотных и нерусских смуглокожих военнообязанных. Дисциплина почти отсутствовала и строителей боялись - и по правде, т.к вскоре поблизости была изнасилована даже 80-летняя женщина.

С тех пор в Кихельконна местные жители с некоторым опасением относятся к солдатам южной внешности, говорящим на непонятном языке. Такое отношение имело место до последнего времени, когда в таком же духе различали ракетчиков и пограничников. Подчинённые КГБ пограничные войска комплектовались юношами, проживающими в крупных городах, Российских областях и Прибалтике, имеющими среднее образование, и они были местному населению более приемлемыми партнерами для общения.

--- Строительство железной дороги была внезапно прекращена в 1956 году - в Ундва строительство ещё велась, а в Сырве железную дорогу уже демонтировали. В 1956 году в зданиях железнодорожников в Вики была размещена мотопехота.

С наступлением хрущёвской оттепели была пересмотрена и советская военная концепция. Наступила ракетная эра, не нужны стали на Сааремаа береговые батареи и аэродромы истребительной авиации. Внимание войск было сосредоточено на наблюдение за морем и воздухом.


В начале 1960-х самой большой военой базой в западной части Сааремаа был пос. Каруярве (Деево), где по некоторым данным дислоцировалось до 300 танков (Т-34, которые скоро заменили Т-54). Там же находился и технический дивизион ракетчиков.

В Ундва начал действовать радиолокационный полк, имеющий задание наблюдать за воздушным пространством и передавать информацию авиации. В той же деревне находился пост наблюдения (10-15 чел.) военно-морского флота, который контролировал обстановку на море и под водой на западном побережье.

В дер. Куревере был построен новый комплекс с тремя ракетными установками земля-воздух, которые кроме самолётов могли уничтожать и плавающие в прибрежных водах корабли.

Пограничники квартировались в Кырузе, Кихельконна, Вильсанди и Аустла. Круглосуточно передвигались пешие и конные патрули. По берегу была протянута воздушная линия (позже подземный кабель), по которой наряды регулярно докладывали дежурному об обстановке.

После несчастного случая на острове Вильсанди пограничную заставу оттуда перевели. Трагические события получили начало ранней весной с праздника у начальника маяка, где, вероятно, обильно употреблялась водка. В результате сложные любовные отношения между участников пьянки нашли печальный исход.

Начальник заставы из своего служебного оружия застрелил молодую женщину и прибежавшего на место начальника маяка. Затем, по всей вероятности в состоянии шока, он запрягал лошадь и на санях помчался в сторону Сааремаа. Военные задержали его уже в 10-ти км от Кихельконна в сторону Курессааре.

Второе убийство в западной части Сааремаа, связанное с военнослужащими, имело место в дер. Тагала, где женатый на местной эстонке военный из Каруярве (Деево) убил двух стариков. Очевидно, требуя выдачи местонахождения якобы спрятанных денег, он жестоко пытал их (отрубил конечности) и затем спалил вместе с домом.

Эти два случая, пожалуй, единственные в западной части острова чёрные события, связанные с советской армией. Нужно отметить, что в защиту совершившего преступление начальника заставы Добродеева жители острова Вильсанди написали письмо, которое по наслышке так подействовало на военный трибунал, что смертную казнь ему заменили 15-ю годами тюрьмы.

Причиной написания письма были предыдущая деятельность лейтенанта и его хорошее реноме среди жителей острова. Отдалённость и замкнутость острова способствовали доверительному и тесному общению жителей Вильсанди с пограничниками. Пограничники помогали местным транспортом и при полевых работах, ходили в гости друг к другу. Сегодня о пограничниках на Вильсанди говорят только здания заставы, переданные администрации заповедника, и две наблюдательные вышки.

Самый тесный контакт жители Кихельконна и других деревень имели с пограничниками. Им надо было докладывать о своём выходе на берег или на рыбалку. Встречались на улице или в магазине. Нередко военнослужащие женились на местных девушках, ведь они ходили в кино и на танцы. Долгое время в Кихельконнаской школе работал кружок юных друзей пограничников, где проводились интересные мероприятия, ходили друг другу в гости и участвовали в республиканских слётах отрядов ЮДП. Хотя работа кружка велась на русском языке, дети активно в ней участвовали. Общению, конечно, пришёл в пользу принцип, по которому в пограничные войска призывались юноши, имеющие среднее образование и хорошие рекомендации. А дети, проживающие вблизи застав, благодбря общению сравнительно хорошо говорили по-русски.

Основу хороших взаимоотношений нужно по всей видимости искать и в методике работы пограничных войск, входивших в состав КГБ. Только лояльное и дружественное отношение местных жителей могло быть основой успешной работы погранвойск. Это требовало от офицеров уравновешенное, но не черезчур близкое общение с местными. Отчасти по этой причине их на одном месте службы обычно держали только 3-4 года.

В то же время с местным населением "работал" и особый отдел. Известно несколько случаев, когда среди местных жителей пытались выявлять тех, кто имеет незарегистрированную резиновую лодку и изучает английский язык.

В прибрежной зоне последовательно осуществлялась проверка документов, проверяли выходящие в море лодки и людей на них. Дачник, который хотел пойти отдыхать на Вильсанди, должен был сначала в паспортном столе по месту жительства получить пропуск на въезд в пограничную зону, затем зарегистрироваться в штабе пограничников в Курессааре и наконец, на заставе в Кихельконна. И только после предъявления завизированных пропусков наряду можно было направиться на остров.

При этом иногда случались и многодневные задержки. Были и случаи, когда пограничникам приходилось сожалеть о проявлени слишком высокой бдительности. Например, на Вильсанди умерла корова, потому что слишком долго затянулась выдача пропуска ветеринару. Зато через военную прокуратуру удалось от пограничной части получить солидную денежную компенсацию за корову. А иногда было достаточно позвонить в райком партии и пограничная бюрократия быстро сдалась, решение вопросу нашли быстро.

В общем кажется, что высшие военнослужащие и местные партийные, колхозные и советские деятели много общались по службе и хорошо знали друг друга. Часто они встречались и вне службы - например, ходили на рыбалку или охоту. Результативность общения прежде всего зависело от личности общающихся. Остров Сааремаа был в смысле армейской географии своего рода "Сибирь", куда для прохождения офицерской службы посылали и дураков, и вольнодумных, презирающих подхалимство и тупость мужчин. Поэтому с некоторыми военными начальниками дела можно было решать намного проще, чем с другими.

В 1960-е годы количество трудоспособного населения в деревнях стало уменьшаться, люди уходили в города учиться и работать. Руководителям колхозов помогли теперь их хорошие отношения с военными начальниками, в чьем распоряжении были солдаты срочной службы. Солдаты помогали колхозникам и при сенокосе, и при различных вспомогательных работах. Оплата осуществлялась или деньгами, или в натуре.

Такое "персональное знакомство местных руководителей с военными" стало роковым для ветряной мельницы, стоявшей у перекрёстка возле автобусной остановки Ундва. Председатель колхоза им Калинина Тамм имел привычку выпившим сесть за руль и кататься на машине по деревне. Однажды, направившись к военным в Ундва в надежде выпить ещё спирт, он вдруг столкнулся с мельницей. А чтобы впредь такое не случилось, он в следующий день приказал колхозному трактористу развалить эту проклятую мельницу.

Но прежде всего военных и местных обьединила взаимная выгода. Ведь армия представляла собой огромный обоз, который не имел конкретного хозяйна, и пропавшее с этого груза можно было при необходимости списать и заменить новым. Так армейское имущество часто - в замен чему-то - находило место в домашнем хозяйстве местных жителей. Но часто местным жителям понадобилась и помощь военной техники и живой силы. Пограничный вертолёт неоднократно был единственным возможным и действенным помощником в случае беды.

Именно алкоголь был во многих случаях эквивалентом обмена. Выписанный со склада спирт был для офицеров ценным платёжным средством, которым местному мастеру можно было заплатить за ремонт техники или приобретённую запчасть. На выгодную сделку могли рассчитывать и местные мужики, когда им с помощью водки или пива удалось наладить контакт с солдатом срочной службы - за сбытое таким образом имущество они лично не отвечали, а выпивка им очень пригодилась. Так с территории войсковых частей уходило имущество от костьюмов защитного цвета до горючего.

Перед выводом войск из Эстонии торговля военным имуществом заметно активизировалась, но за "товар" продавцы теперь спрашивали уже доллары. Првратить в деньги пытались всё нетранспортабельное, особенно металл - вытаскивали кабеля связи и т. д. В ход пустили и НЗ горючего.

Опять-таки эта торговля с военным имуществом лучше шла с чернопогонниками - у пограничников же, со слов местных жителей, "был порядок в доме".

Уход войск состоялся довольно оперативно и безболезненно. Когда спрашиваешь об этом в Кихельконна, большинство местных отвечает: "... и тогда вдруг их просто здесь не было."

Прошедший период на острове в основном упоминают хорошим словом, несмотря на то, что с конца войны до развала советской империи велось постоянное наблюдение за поведением людей. Местные жители привыкли к ограничениям, а преступления и происшествия, о которых говорилось выше, случаются ведь и в гражданской жизни.

Тормис Яковлев, научный сотрудник Сааремааского музея

_________________
Тыну Прей, замполит 11 пз 1974-1981, офицер разведотдела 1982-1986, теперь журналист.
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора


Виталий Мархотин
Модератор
подразделения АТР-РМО

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/ РМО
Возраст: 51
Зарегистрирован: 22.12.2008
Сообщения: 414

СообщениеДобавлено: 22:36 Четверг 16 Июл 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Печально за далёкое прошлое.Печально и не за далёкое.Лично помню те времена,перед выводом отряда.Правда,нам есть было нечего.Лично участвовал в сборе булыжников и валунов в их колхозах....Потом нам офицеры объясняли,что этой работой мы можем накормить весь отряд.Давали пшёнку,всякие крупы.Зарабатывали,но не продавали.Когда выводили отряд,может быть.Выхода не было,в 4часа утра выезжали колонной и прибывали на место новой дислокации отряда,в г. Кингиссепп в 2часа ночи .Сутки за рулём.И за это время пути нам давали банку Китайской тушёнки,и краюху хлеба.Может быть на переправе, ГСМ и сдавали,потому что .................Благогодаря сопроваждающим офицерам,которые делали вид что не чего незамечают.
_________________
Служил водилой в РМО
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail


Александр Хлопушин
Администратор

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/13пз;
Возраст: 56
Зарегистрирован: 26.02.2009
Сообщения: 808

СообщениеДобавлено: 10:13 Пятница 17 Июл 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зря ты Виталь, по-моему нормальная статья, достаточно объективная. Тем более никто здесь никого не обвиняет, чисто факты. Слов из песни не выкинешь, что было, то было. И в целом очерк выдержан в духе уважения к пограничным войскам и людям служившим в них.
_________________
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение


Виталий Мархотин
Модератор
подразделения АТР-РМО

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/ РМО
Возраст: 51
Зарегистрирован: 22.12.2008
Сообщения: 414

СообщениеДобавлено: 11:52 Пятница 17 Июл 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Стало обидно,не за эту статью.А прчитав все страницы...Когда нас называют Ванями и Васями,к тому же и бесплатной раб силой.Вот и вскипело.
_________________
Служил водилой в РМО
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail


Владимир Солнцев
Модератор
форума Байки с границы

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/8пз
Возраст: 65
Зарегистрирован: 11.12.2008
Сообщения: 2614

СообщениеДобавлено: 12:23 Пятница 17 Июл 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо за статью, Тыну Эльмарович. Написано кратко и объективно.
Жаль что железной дороге не нашлось применения в народном хозяйстве. Она могла бы стать достопримечательностью острова.
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail


Виталий Наумов
Администратор

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/рота связи
Возраст: 56
Зарегистрирован: 10.05.2009
Сообщения: 1089

СообщениеДобавлено: 12:52 Пятница 17 Июл 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Статья хорошая, похожа на историческую справку, только факты. А насчет обид... Говоря словами таможенника Верещагина "За державу обидно". Нельзя бросать своих.
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение


Тыну Прей
Модератор
форума «Сааремаа сегодня»
заставы Киприда

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/11 пз, разведотдел; 1986-1989 Раквереский ПО, в/ч 2294, разведотдел
Возраст: 73
Зарегистрирован: 24.05.2009
Сообщения: 899

СообщениеДобавлено: 14:27 Пятница 17 Июл 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Понимаю обиду Виталия Марохина, но, как уже сказали ребята, обижаться надо скорее не на людей (тем более на народы), а на систему.

Я и сам был этой бесплатной рабсилой - на срочной службе связистом в стратегическом ракетном полку в Белоруссии, когда ездили складывать пиломатериал на мебельную фабрику, также кормились сухим пайком весь длинный день, а заработали забракованные на фабрике фанированные плиты для оборудования радиокласса. И даже будучи молодым офицером, точно на такой же работе в мебельном цехе в Курессааре с солдатами учебного пункта - был назначен старшим, а совестно было просто стоять рядом. Правда, знаю и случаи, когда в колхозах прибывшим на помощь пограничникам хоть молоко давали. Это ведь где какие люди оказались.

На 11 заставе помню случай, когда попросил местному старику построить новую плиту в питомнике служебной собаки. Плиту он сделал, деньги не взял. Я спросил, чем мы можем помочь, и так как было время сенокоса, он сказал, что ну разве что сухое уже сено привезти в сарай. Поехали мы с ГАЗ-66 и несколькими солдатами, работы там от силы на час хватило молодым людям, а хозяйка обед такой приготовила, что часа два понадобилось, чтобы справиться со всеми салатами, супом, вторым и третьим блюдом, кофе и пироженым.
А я подумал - так кто кому должен остался?

_________________
Тыну Прей, замполит 11 пз 1974-1981, офицер разведотдела 1982-1986, теперь журналист.
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора


Владимир Солнцев
Модератор
форума Байки с границы

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/8пз
Возраст: 65
Зарегистрирован: 11.12.2008
Сообщения: 2614

СообщениеДобавлено: 15:09 Пятница 17 Июл 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Остров Сааремаа был в смысле армейской географии своего рода "Сибирь",

14 лет - мой срок службы в "Сибири". Остались только хорошие воспоминания. В паспорте младшего сына место рождения обозначено так: Эстонская Республика, уезд Сааре, с/с Кихельконна. Получается, что для него это - Родина.
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail


Тыну Прей
Модератор
форума «Сааремаа сегодня»
заставы Киприда

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/11 пз, разведотдел; 1986-1989 Раквереский ПО, в/ч 2294, разведотдел
Возраст: 73
Зарегистрирован: 24.05.2009
Сообщения: 899

СообщениеДобавлено: 19:45 Пятница 17 Июл 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что касается железной дороги, то её действительно на острове ныне нет. Совсем бесследно она всё же не пропала - осталась насыпь, на базе которой позже на некоторых участках (в т. ч Вики - Ундва) построили более прямые шоссейные дороги; остались и некоторые здания и жилые дома, которые используются и сегодня (в Курессааре в старом депо скоро после ухода железнодорожников расположился молочный комбинат, в Вики и Люманда колхозные мастерские и т. д).

Хутор, где я родился, находился чуть меньше чем в одном километре от этой военной железной дороги. Строительство её я не помню, хотя родился год до его начала. Но железную дорогу, поезд и дрезины помню, помню тоже, как дорогу разобрали ещё раньше, чем я успел пойти в первый класс. Моя бабушка её совсем не видела - она в марте 1949 года была выслана в Сибирь (настоящую смешно, а вернулась в феврале 1957-го, когда дорогу уже разобрали.

Строилась железная дорога на Сааремаа и раньше - в конце 19-го, начале 20-го веков в Курессааре была жлезная дорога, ведущая с порта Роомассааре в город, до грязелечебниц (в парке сохранился вокзал, сейчас работает как кафе). Во время первой мировой войны, в 1918 году Германская кайзеровская армия тоже начала строить железную дорогу - от Курессааре в сторону Куйвасту, но успели лишь насыпать дамбу до Вальяла (около 20 -25 км), тогда им пришлось оставить остров. Когда в 1920-е, 30-е годы в Яагараху добывали известняк, от карьера до порта тоже была проведена железная дорога.

Вот такие неудачи с железными дорогами на острове...

_________________
Тыну Прей, замполит 11 пз 1974-1981, офицер разведотдела 1982-1986, теперь журналист.
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора


Тыну Прей
Модератор
форума «Сааремаа сегодня»
заставы Киприда

Служил: КППО/Кингисеппский ПО/в.ч.2133/11 пз, разведотдел; 1986-1989 Раквереский ПО, в/ч 2294, разведотдел
Возраст: 73
Зарегистрирован: 24.05.2009
Сообщения: 899

СообщениеДобавлено: 20:24 Пятница 17 Июл 2009    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Владимир Викторович, это действительно так, и Ваш сын, (и прапорщика Тарасова?) и ещё очень многие молодые люди разных национальностей, проживающие ныне в разных странах, по полному праву могут наш остров Сааремаа называть своей родиной. Я представляю, что многим из них хотелось бы хоть раз ещё оказаться здесь, погулять в местах своих детских игр.

К сожалению, некоторым из таких детей Сааремаа остался их единственной родиной. На пригородном кладбище Кудьяпе имеется не одна маленькая могилка младенцев, детей военнослужащих (больше с 1950-х, наверное, немалая вина в этом ложится на плохие бытовые условия семей военнослужащих в это время). По мере возможности за ними ухаживает ещё коммунальная служба, но в нашем деловом мире может случиться и то, что об этих могилах все забудут. Печально, что военная судьба так жестоко оторвала родителей от могил своих дорогих детей. А если подумать, то ведь сколько таких могил на нашей земле, в т.ч на Сааремаа из-за войны...

Слишком мрачный пошёл разговор, хватит, давайте лучше о живых. По моему, это здорово, что есть в разных странах люди, которые могут сказать: остров Сааремаа - моя родина.

_________________
Тыну Прей, замполит 11 пз 1974-1981, офицер разведотдела 1982-1986, теперь журналист.
Вернуться к началу
Персональная галерея Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов pogran-zastava.ru -> Моонзундский архипелаг Часовой пояс: GMT + 6
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Страница 4 из 7

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы можете вкладывать файлы
Вы можете скачивать файлы


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group

File Attachment © by Meik Sievertsen